О дорожках мы писали уже не раз — о красивых, удобных, не дорогих и не трудных по исполнению. Но вот о переносных впервые. Оказывается, есть и такие. Хочу предложить дачникам конструкцию, которую использую в различных местах участка несколько лет. Для удобства передвижения по саду или огороду применяют различные способы и устройства, которые имеют свои преимущества и недостатки применительно к конкретным условиям.Предлагаемая мной конструкция тротуара (фото 1) может быть использована на любых участках с любым грунтом. Преимущество заключается в следующем: тротуар легко устанавливается в любое место.
Используемый материал — изношенные покрышки и обрезки досок. Простота изготовления, экономия плодородного грунта, длительный срок и удобство эксплуатации, эффективная утилизация покрышек — вот основные достоинства.
Тротуар представляет собой конструкцию из состыкованных между собой в длину отдельных блоков. Конструкция отдельного блока (фото 2) состоит из двух покрышек от легкового автомобиля, на торцах которых закреплен настил из досок.
Вид блока тротуара по разрезу А-А показан на рис. 3. Изготовление конструкции не представляет особого труда и производится следующим образом. Сначала подбираются доски (5) нужной ширины, длины и толщины, затем концы досок с обеих сторон скрепляются брусками (2) с помощью гвоздей (гвозди забиваются с наружной стороны досок и в брусках загибаются).
рис.3
Изготовленный настил из досок переворачивается, и на него укладываются покрышки (4) как показано на фото 2. Покрышки закрепляются в распор бруском (2), который прибивается гвоздями к доскам (на каждую доску по одному гвоздю, L > 100 мм), затем внутрь покрышек вставляются бруски (1 и 3), которые также гвоздями (7) прибиваются к бруску (2).
Таким же образом на досках закрепляется вторая покрышка. Для уменьшения прогиба досок при хождении, между покрышками закрепляется гвоздями дополнительный брусок (на фото 2 он не виден).
Не рекомендую изготавливать блок тротуара из трех и более покрышек, так как из-за габаритов и веса с ним впоследствии будет очень неудобно работать.
Между досками необходимо оставить зазор (8-10 мм) для стока осадков, а в нижней части покрышек просверлить отверстия (8) диаметром 9-12 мм, чтобы вода в покрышках не застаивалась, а стекала в грунт.
Укладка тротуара на грунт производится следующим образом. Если основной грунт песчаный, а земля привозная, как в моем случае, то тротуар укладывается непосредственно на песчаный грунт (рис. 4). Землю следует предварительно переложить из траншеи в другое место. Если слой почвы достаточной толщины, то можно сделать небольшое (10-20 см) углубление в почве и в него уложить изготовленные блоки.
О материалах. В качестве досок можно использовать элементы оконных проемов, которые извлекают из стен жилых домов при замене на современные пластиковые окна, а доски за ненадобностью оставляют около мусорных баков или подъездов (эта реконструкция начинается ранней весной и заканчивается глубокой осенью).
Аналогичная ситуация и с покрышками, которые в большом количестве скапливаются около шиномонтажных мастерских. Таким образом, материал для изготовления тротуара можно при желании получить просто даром.
Преимущества вышеописанного тротуара очевидны: по дощатому чистому настилу ходить гораздо приятней, чем по земле; грязь и земля не разносятся по участку и не попадают в помещения; настил всегда сухой и чистый (омывается дождями или водой из шланга); при необходимости настил легко переставить влюбое место; конструкция блоков позволяет собрать настил любой длины; материал для настила ничего не стоит.
Такой тротуар можно применять не только на дачных участках, но и в деревнях и поселках, где человеку порой невозможно пройти по непролазной грязи.
Автор: Станислав Леонидович Раск г. Бийск