Наверняка у каждого из нас в детстве была мечта – запустить воздушного змея, и если у кого-то она не воплотилась, то самое время это исправить!
Зародилось искусство создания этих летающих существ в Китае, с тех прошло около 4 тысяч лет, тогда воздушные змеи считались украшением праздников, причем напоминали по виду они именно драконов-змеев – сказочных существ китайского фольклора. Отсюда и пошло название «воздушный змей», конечно, это летающее чудо имело и другие формы, начиная с самых простых геометрических фигур, заканчивая красочными птицами и бабочками.
Позже оказалось, что воздушных змеев можно использовать не только для украшения праздников и забавы, но и для подъема различных приспособлений, что стало актуально в 20-ом веке. Таким образом вверх поднимались метеорологические приборы, радиоантенны и другие предметы. Несмотря на хрупкий вид грузоподъемности некоторых моделей можно позавидовать. К примеру, коробчатые змеи способны выдержать несколько десятков килограммов, а благодаря доступной стоимости материала – смастерить змея сможет любой желающий. Сегодня существует несколько вариантов конструкций змеев, но учиться собирать воздушных змеев следует начинать с плоских или, так называемых, монахов.
Правила, которых следует придерживаться, изготавливая воздушного змея
Для того чтобы ваш змей смог подняться в воздух важно правильно расположить центр тяжести – он должен находиться на оси симметрии змея, это продольная линия корпуса, делящая конструкцию на две одинаковые части.
Змей также будет летать плохо или вовсе не полетит, если не подобрать правильную длину стропок – это детали с помощью которых, змей крепится к шнуру, который служит для его запуска. Стропки, или путы, помогают подобрать правильный угол наклона корпуса змея, что впоследствии с соприкосновением с воздухом позволяет поднять воздушного змея на наибольшую высоту.
Хвост летающего змея – это не только декоративная деталь, отвечающая за украшение модели, но и часть, выполняющая функцию руля. Поэтому важно правильно его отрегулировать, иначе змея будет вращать в разные стороны и нормальное управление им будет невозможно.
Основные советы при сборке змея
Материал для изготовления змея должен быть довольно прочным и жестким, ведь давление на несущую конструкцию и ее поверхность весьма высокое, оно доходит до 2 кгс/мІ, и это при средней скорости ветра, около 7-8 метров секунду. К тому же, змей не должен складываться в полете.
Воздушный змей также должен обладать легкостью, меньшая нагрузка позволяет змею подниматься выше, нежели при большой нагрузке.
Легкая сборка и разборка конструкции воздушного змея – это большой плюс, хорошо, если в разобранном виде змей занимает мало места и является удобным для переноски.
Собираем змея сами (видео)
Когда этап теории изучен, естественно – надо переходить к практике. Как уже описывалось выше, существует несколько вариантов конструкций. И начинать лучше всего с самых простых, для этого подойдет модель змея «Монах», если ранее вы никогда не пробовали собирать змея, или у вас не получилось – с этим змеем все точно сложится хорошо. Главное четко следовать инструкции.
Состоит данная модель из корпуса, пут, хвоста и нитки, которая является «моторчиком» для запуска.
Первым делом вырежьте квадрат из плотной бумаги (учиться следует именно на бумажном варианте, если не получится – выкинуть не жалко), как это показано буквами на коллаже. Квадрат должен быть небольшим, максимальная длина стороны – 20 сантиметров.
Далее сгибаем лист пополам по направлению АС, линию сгиба нужно хорошо прогладить, она должна четко виднеться, когда лист будет в развернутом состоянии. Угол листа B согните таким образом, чтоб сторону листа АВ можно было совместить с АС.
Дальше переворачиваем нашу заготовку на другую сторону, и таким же способом поступим с углом D, сторона D должна легко совместиться с АС. Потом углы B и D следует отогнуть так, чтоб можно было совместить стороны ЕВ, а стороны EэD с АЕ и АЕ’. Все стороны загибов следует прогладить, чтоб они плотно зафиксировались и были видны. Корпус змея-монаха готов. Крыльями являются стороны BFE, DF’E’, их необходимо развернуть в разные стороны. Точки крыльев F, F’, а также С, оснащаем маленькими отверстиями, туда будет крепиться оснастка змея. Используя точки F, F’ привязываем нить для пут. Сложенная вдвое нить должна равняться половине высоты АК. Через точку С будет закреплен хвост, лучше всего подойдет лента или тесьма шириной в полтора-два сантиметра, а длина 4-5 длин корпусной стороны AC. Теперь прикрепим хвост к корпусу – проденьте ленту сквозь отверстие, загните и сшейте нитками по кромкам, как на рисунке 2. К путам ровно посередине нитки привязывают еще одну, которая намотана на катушку – это механизм запуска и управления змеем в процессе полета.
Если ваш змей во время запуска крутится в разные стороны – нить прикреплена не посередине. Если змей продолжает вертеться и после исправления нити – значит, дело в хвосте, либо слишком короткий, либо легкий. Проблему легкости можно решить, привязав к концу хвоста немного травы, если же змей после этого стал взлетать нехотя – вы перестарались с утяжелителем, и стоит его ослабить.
При правильно соблюденных параметрах и погоде змей набирает приличную высоту и отлично летает, слегка покачиваясь вправо-влево.
Когда модель Монаха будет полностью освоена в бумажном и тканевом виде, можно будет переходить и к более сложным конструкциям воздушных змеев.